Хварандо
Современное корейское боевое искусство,
разработанное в 1960-х годах братьями Ли Банджу и Ли Санджу.
Термином «хваран» в корейской истории называют
группу молодежи из аристократических семей государства Силла - одного из
древнекорейских государств - которые объединились для совместной учебы,
развлечений и изучения искусства войны. Сам термин «хваран» означает «цветущая
молодежь» или «цветы-юноши». Словом
«хварандо» назывался философско-религиозный кодекс, положениям которого
следовали хвараны. Это вовсе не было какое-то боевое искусство. Известно, что
24-й король Силла - Чинхунг (534--576) - на 37-й год своего правления признал
Хваран-до в качестве философского учения. Хвараны распространили свое влияние
по всему корейскому полуострову и были прославлены искусством стрельбы из лука
- как с коня, так и в пешем строю. Хотя известно, что они занимались и
фехтованием, не осталось никаких происходящих от них стилей рукопашного боя
либо боя на мечах. Они изучали китайскую классическую литературу и военную
стратегию, а также китайские боевые искусства, и демонстрировали свои навыки во
время ежегодного национального фестиваля в июле—августе. Для физической тренировки и духовного
совершенствования группы хваранов удалялись в горы. Они были хорошо образованы,
и помимо всего прочего занимались также ритуальными песнями и танцами. В
основном в группы хваранов вступали дети аристократов Силла, однако известны
случаи приема в хвараны и выходцев из более низких сословий. Движение хваранов
поддерживалось троном, так как короли до коронации обычно также принимали в нем
участие. К хваранам также принадлежали большинство военачальников государства
Силла. Постепенно движение хваранов угасло, и в X веке фактически сошло на нет,
но тем не менее хвараны стали в Корее символом патриотизма и любви к родине.
Современное боевое искусство хварандо идет от
братьев Ли. В 1940-м году они детьми были отданы в монастырь Согванса. Под
руководством монаха Суам Доса они изучали буддизм, а также боевые искусства,
сохраняемые среди монахов монастыря.
Согласно легендам, эти приемы передавались от хваранов. После
восьмилетнего обучения братья покинули монастырь.
В 1950-х годах братья Ли изучали хапкидо у Ким
Мухёна - ученика Чхве Ёнсоля. Ким Мухён также изучал боевые искусства в
монастырях, именно с его подачи в хапкидо появились многочисленные удары
ногами, которые хорошо освоили братья Ли. В 1962-м году учитель Ким был призван
в армию, и Ли Банджу, обладатель 5-го или 6-го дана, пошел учиться к мастеру
куксуль Со Инхёку, и изучил у него методы использования в бою открытой кисти. В
1968 году Ли Санджу переехал в США и открыл там первую школу хапкидо. В 1969
году, после смерти Суам Доса, Ли Банджу основал Всемирную ассоциацию хварандо
(World Hwa Rang Do Assotiation). В 1972 году он также переехал в США, и
уговорил брата сменить название преподаваемого искусства на хварандо.
Из истории видно, что хварандо - это эклектичное
боевое искусство, соединившее в себе приемы хапкидо, куксуль и технику,
преподававшуюся среди монахов. Таким образом, там есть как «мягкие», так и
«жесткие» приемы, как прямолинейные, так и круговые движения, которые можно
использовать как в атаке, так и в защите. В хварандо также изучают
фантастически выглядящие прыжки с разворотами, болевые приемы, опрокидывания,
удушения и основы борьбы. К используемому в хварандо оружию относятся копье,
меч, шест и ножи. Искусство боя различными типами шестов считается одним из
наиболее развитых и функциональных, а приемы боя ножом, дубинкой и короткой
палкой, вместе с приемами обороны от этих видов оружия голыми руками, благодаря
книгам и стараниям Майкла Эчаниса - одного из учеников Ли Банджу - вошли в
арсенал американских коммандос.
|